группа АлисА - Шестой Лесничий (1989 г.)
история оформления обложки альбома.








20 марта 1741 года во французском городе Версале родился Жан-Антуан Гудон, талантливый скульптор, кавалер ордена Почётного легиона, член влиятельной масонской ложи "Девять сестёр". Какое отношение он имеет к обложке Шестого Лесничего? Самое прямое! Терпение, дорогой читатель, сейчас всё прояснится.
В 1764 году Жан-Антуан переезжает в Рим, где начинает обучаться во Французской академии, изучая и копируя произведения античной скульптуры. Гудон также посещает больницу Св. Людовика, где тамошний хирург Сегиюр преподаёт своим ученикам анатомию на трупах. В 1766 году молодой скульптур получает свой первый большой заказ от настоятеля римской церкви Санта-Мария-дельи-Анджели: изготовить статуи покровителя картезианцев святого Бруно и святого Иоанна Крестителя. Для большей уверенности Гудон, прежде чем лепить Иоанна Крестителя, создал статую человека с обнажённой мускулатурой — Экорше (фр. ecorche — «ободранный» от фр. ecorce — «кора, корка») в той же позе, в какой он задумал Иоанна. «Экорше» Гудона получил высокую оценку и Сегиюра, и художников, и ценителей искусства. «Экорше» объявили лучшей из всех известных анатомических моделей. На основе этого этюда мастер выполнил величественную фигуру Иоанна Крестителя, идущего в мир с вестью о пришествии Спасителя. А копии «Экорше» до сих используются в европейских, американских и российских художественных школах.

Экорше Гудона: голова и карандашный рисунок корпуса.

Все узнали персонажа?
Тогда продолжаем:


Константин Кинчев и Андрей Столыпин

11 июня 1963 года в советском городе Ленинграде родился Андрей Столыпин - художник, дизайнер, продюсер и журналист. С 1985 года он начинает сотрудничать с группой Алиса, участвуя в создании фирменного логотипа, сценического оформления и вообще работая над стилем группы. Параллельно с этим он занимается другими проектами, одним из которых является "Безотходность" - эко-концепт, все работы в котором полностью выполнены из отходов производства различных предприятий. Одной из таких работ является "Мясо", в которой нам вновь встречается упомянутый выше Экорше:

"Мясо" (смешанная техника 1986 г.)

В 1987 году Столыпин делает целую серию работ с использованием Экорше. С одного из коллажей фотограф группы АлисА Валерий Потапов делает снимки, которые легли в основу обложки альбома "Шестой лесничий". Со снимками опять работал Столыпин, в окончательный коллаж был добавлен вид на стрелку Васильевского острова. Да, именно так: коллаж был сфотографирован для того чтобы из коллажа сделать коллаж. Фотошопа тогда не было.

"На обложке изображены сами шестые лесничие (власть предержащие в этом мире), все они обречены на забвение или на негативную память."
Константин Кинчев. 18.12.2000


Шестой Лесничий и Валерий Потапов

Альбом был выпущен на виниловых пластинках, компакт-кассетах и компакт-дисках. В полном объёме детали рисунка можно разглядеть лишь на виниле - хорошо видны как стрелка ВО, так и следы швов, по которым был склеен коллаж. В зависимости от издания обложка альбома могла претерпевать некоторые изменения. Поскольку компакт-кассета имела вертикальную ориентацию, рисунок не стали обрезать, вместили целиком, но размыли низ:

Канонически изображения: LP Мелодия 1989, CD и MC Moroz Records 1994.

В 1990 году фирма Мелодия выпустила первый компакт-диск в истории группы Алиса. Он содержал альбом Шестой Лесничий и 4 трека с БлокАды. Аппараты для воспроизведения audio CD имели в Советском Союзе лишь избранные, диск предназначался в основном для продажи на экспорт. Обложка была оформлена в более холодных тонах:

Alice Rock Group: Soviet Union CD 60-00119

В 2003 году фирма Союз переиздала несколько альбомов Алисы, в том числе Шестой Лесничий. Обложка переиздания примечательна тем, что заметно отличается от предыдущих релизов. Во первых набережная стала длинее, теперь стало видно не только Дворцовый мост у стрелки ВО, но и следующий - Биржевой. Во вторых голова в левом нижнем углу теперь располагается гораздо выше, почти загородив "фасолину" и касаясь носом другой головы. Был ли использован другой вариант эскиза или переделан существующий и самое главное - зачем? - остаётся загадкой. Тем более что на компакт-кассете переиздания дизайн был оставлен прежним.

Обложки диска и кассеты 2003 года.


Различия в деталях между каноническими изданиями и СД 2003 года.

Материал составил Забей.
Использованы материалы из архивов В. Потапова, А. Столыпина.




P.S. Дополнение от Виталия из Новосибирска: скан обложки кассеты от фирмы Мелодия. Примечателен тот факт что стороны альбомы перепутаны местами:



P.P.S. Дополнение от Артёма из Твери: скан обложки кассеты от фирмы Антроп. Насколько можно судить это первое издание альбома. Полиграфия примечательна многим. Коллаж на лицевой стороне ещё не содержит вид набережной Невы. На внутренней стороне расположена фотография фрагмента коллажа, сделанная сбоку. И самое интересное - информация об альбоме. Ни одно последующие издание - на виниле, дисках и кассетах - не содержало столь подробной информации. Мало где печатался даже список музыкантов. Так, оказалось что Павел Кондратенко всё же принял участие в записи - его клавишные можно услышать на песне "Только этот день".



P.P.P.S. Дополнение от Валерия Потапова о дальнейшей судьбе макета: "Судьба оригинала этого художественного произведения печальна. Долго болтаясь между моими студиями - мастерскими, а автор-исполнитель МасикАлисовичСтолыпин упорно не хотел её назад забирать, картина набрала если не вшей и туберкулёзных палочек, то уж полный негативный психкомплект изуверов херзнаеткакогосудногодня.
Она имела большой вес, смещённый центр тяжести, а красная лысая голова Экорше постоянно перетягивала внимание и силу тяжести на себя, медленно, но верно разжимая простенькие советские гвозди, на которые обычно подвешивалась. Соответственно несколько раз падала - лицом мордой в пол, с громким звуком и долгим эхом. От того - кончик носа был отбит, под глазом фингал, всё остальное выцветало, полностью стушевав цветовую гамму с эржиби на вялый смик и явно вызывая ожесточение всех сопричастных зарождающемуся фотошопу духов.
После закрытия студии на Покрышева картина на некоторое время переместилась ко мне домой. Но в седьмой день восьмого месяца тысяча девятьсот девяносто шестого года от рождества Христова, в час обычного солнечного восхода, в Петербурге, на Бульваре Красных Зорь без появления тех двух странных личностей, но с риском для близких, снова рухнула мордой в пол, превысив допустимый лимит терпения. И не дожидаясь томного вечера, без соответствующего музыкального сопровождения, но под комментарий внутреннего голоса - всёнах....ла была вытащена во двор и выброшена на помойку. Обычную помойку, между рваным полдивана и некрашенными оконными ставнями без стёкол.
Там и обрела своё финальное выставочное пространство, надо признать - гармоничное. Сфотографировать этот абсолют (хорошее название для водки) рука не поднялась."
На втором снимке - страница из ежедневника 1989 года.




Есть чем дополнить? Пишите сюда:
alisa-tver@yandex.ru