Новосибирские квартирники Константина Кинчева:
интервью с организатором.







В декабре 1986 года Константин Кинчев побывал в Новосибирске с подпольными акустическими концертами. На своём веку лидер Алисы сыграл великое множество квартирников, но эти выделяются на общем фоне. Во-первых, один из них в 2002 году был издан официально. Во-вторых, в Новосибирске Константин познакомился с Дмитрием Ревякиным, что стало началом большой дружбы и повлияло на творчество обоих коллективов. В-третьих, по холодным следам (через четыре месяца!) в газете "Молодость Сибири" вышла статья "Странные гастроли". Статью можно считать предшественницей знаменитой "Алисы с косой чёлкой", она здорово подпортила жизнь организатору этих концертов. Спустя тридцать шесть лет я взял у него интервью. Перед чтением интервью рекомендую прослушать альбом "Акустика 4" и прочесть упомянутую статью, если вдруг вы ранее этого не делали.

Алексей Зайчик - меломан, коллекционер, организатор квартирных концертов, в декабре 1986 года студент четвёртого курса Новосибирского электротехнического института.

- Алексей, Вы помните, как познакомились с творчеством Алисы? К декабрю 1986 года Вы слышали альбом "Энергия" или были доступны ещё какие-то записи?
- В 1984 году мне привезли запись "Доктор Кинчев и группа Стиль - Нервная ночь", в которой участвовали музыканты группы "Секрет". Эту плёнку я слушал и, собственно, благодаря ей узнал, что есть такой музыкант - Константин Кинчев. Но Алису я ещё не слышал, это случилось позже, когда в 1986 году привезли катушку с записью альбома "Энергия". Запись поразила качеством, содержанием и подачей, особенно по меркам тех лет.

- Как возникла идея пригласить Кинчева? Был уже опыт подобных мероприятий?
- Идея пригласить Кинчева родилась сразу, как я несколько раз прослушал альбом "Энергия". Ранее в наш город уже приезжали Цой, Майк, Мамонов. Собственного опыта подобных мероприятий на тот момент у меня не было. Но я общался с музыкантами и с людьми, которые занимались привозом других исполнителей в наш город, поэтому знал как это нужно делать. Вообще, изначально я хотел, чтобы Костя Кинчев и Слава Задерий приехали вдвоём. И сыграли концерт в две гитары. Исполняли песни или в два голоса или по очереди. Но прилетел только Костя. Славу, впрочем, тоже получилось пригласить, но позже.

- Много деталей о прибывании Кинчева в Новосибирске нам известно из статьи "Странные гастроли" газеты "Молодость Сибири" за авторством некой И. Долиной. Помните эту статью? Знакомы с автором?
- Очень хорошо помню, как вышла эта газетка. С одной стороны, статья эта прибавила какой-то популярности всему. А с другой стороны, благодаря этой газетке меня и выгнали из института. Уже прошло много лет, но я так и не узнал, кто эта "И. Долина". Скорее всего, это был чей-то псевдоним. Детали и подробности, которые там написаны, указывают, что это мог быть кто-то из присутствующих на концерте. С другой стороны, кроме подробностей, там много и неточностей. Думаю всё же, что автор на концерте не был, а узнавал обо всём у кого-то из знакомых.

- В самом начале статьи написано, что Кинчев в Новосибирске дал пять концертов за пять дней по пять рублей. Это так?
- Это не так. Концертов было только два. Планировалось больше, но один, в клубе "Электрон", не состоялся. Первый из состоявшихся проходил в квартире на улице Ломоносова, слушателей было человек 70-80. Второй прошёл в общежитии университета в Академгородке. А вот стоимость билетов указана верно.

- В статье говорится, что концерт в клубе "Электрон" не был согласован ни в комсомоле, ни в руководстве института и некий "оперативный отряд" даже задерживал зрителей. Для Вас лично были какие-то негативные последствия?
- С "Электроном" случилась такая история. В клубе собралось уже много народа, но, по воле случая, мы перед этим сильно приняли алкоголя и Костя не в состоянии был туда ехать. А в это время в клубе оперативный отряд начал вязать зрителей. Правда, публика собралась подготовленная, все как один утверждали, что вообще не в курсе ни про какой концерт. Хотя заранее никто ни с кем не договаривался, как себя вести в подобном случае. Мне позвонили знакомые ребята, сказали, что приезжать не надо, всех вяжут.

- Для Вас лично были какие-то негативные последствия?
- Последствий от этого несостоявшегося выступления никаких не было. Меня даже никуда не вызывали. Всё случилось позже, благодаря статье.



- Кинчев плохо себя вёл в самолете. Об этом мы знаем не только из статьи, но из составленного на борту акта. В аэропорту Толмачёво его задержала милиция. Это поставило концерты под угрозу?
- Перед тем как сесть в самолёт Костя, видимо, принял лишнего. И, как он мне рассказывал, решил подремать и закинул ногу в ботинке на переднее сиденье. Кому-то это не понравилось. А ещё он хотел покурить в туалете. Это уже не понравилось бортпроводникам. Поэтому по прилёту его забрали в милицию. Я приезжаю в аэропорт его встречать - нет никого. Но я-то знаю, что он должен был прилететь. Расстроенный вернулся домой. Проходит часа два и нарисовался Костя! Говорит, что отдал таксисту последние деньги или даже часы, чтобы он его довёз. Паспорт остался в милиции. Мне пришлось просить, чтобы люди съездили в аэропорт и забрали документ. Но концерт под угрозу это не поставило, я бы его перенёс, если что.

- Случайно не сохранились Ваши фирменные билеты, сделанные из открыток? :)
- К сожалению нет. Вот лучше бы автор статьи "Странные гастроли" сделал фото этих билетов, а не снимок пятирублёвки в руке, который был опубликован в газете. Вообще, идея с билетами, конечно, интересная, сейчас вспоминаю с улыбкой. Это были пополам разрезанные открытки с печатями из детского канцелярского набора. Чтобы никто посторонний на концерт не пришёл. На печатях были трактор и, кажется, поросёнок.



- Известно какой именно концерт впоследствии был издан под названием "Акустика в Новосибирске?".
- Вот как раз первый концерт. Костя пел почти два часа и отвечал на вопросы. Мощное было выступление, впрочем как и второе. Но первый квартирник запомнился всё-же больше. Впоследствии этот бутлег выпустили официально и, насколько я знаю, всё исполненное на концерте туда вошло.

- Да, это первая из четырёх акустик Алисы, которая вышла без сокращений. Полное двухдисковое издание сейчас является коллекционной редкостью.
- Кстати, ещё в то время, когда Костя приезжал, была сделана другая классная запись. И очень жалко, что впоследствии она была утеряна. Наверное, об этой записи никто сейчас и не знает. Мы поехали в гости к Валерию Мурзину, журналисту и первому президенту новосибирского рок-клуба. И у него Костя с музыкантами "Калинов Моста" записал новые композиции, которые потом вошли в "БлокАду".

- Ничего себе! Можете подробнее рассказать об этом?
- На трубе играла девушка одна, а на импровизированной перкуссии, бонгах и каких-то коробках, играл Витя Чаплыгин из Калинова Моста. На гитаре был Вася Смоленцев из того же коллектива. Запись была совершенно спонтанная, на бытовой магнитофон "Олимп". Но исполнено всё было на подъёме, очень энергично.

- А какие песни в неё вошли?
- Песен было записано четыре. Точно была "Время менять имена", в ней как раз была партия трубы. Наверное, "Моё поколение" и какие-то ещё две. Очень сложно вспомнить, столько лет прошло.





- Кстати, в интернете опубликовано две фотографии Кинчева из архива Мурзина. Вы их видели?
- Первая фотография на фоне коврика. Это у меня дома, точнее у моих родителей, я тогда ещё жил с ними. Я не видел этого снимка, хотя скорее всего сам и фотографировал. А вторая фотография это как раз с квартирника на улице Ломоносова. Вы можете видеть микрофон через которой шла запись. Мы тогда технически хорошо подготовились. Девушку, которая сидит справа, зовут Нина.
А вот фото из моего архива. Этот снимок сделан на втором концерте, который проходил в общаге университета.



- В тот приезд состоялось судьбоносное знакомство Кинчева и Ревякина. Вам что-нибудь об этом известно?
- Конечно известно, я же их и познакомил. Костя уже знал об этой группе, но музыку их не слышал. Спросил, есть ли у меня какие-нибудь их записи? Запись у меня была, буквально одна или две песни, сделанные на каком-то сборном концерте в ДК. Мне запомнилась, что в одной из песен была строчка "пророчить языком огня", по поводу которой Костя сказал, что фраза очень классная, автор умеет работать со СЛОВОм. И попросил меня с ними познакомить. Я ответил, что без проблем, они сейчас на точке репетируют, сходим да познакомишься. Пришли на точку репетиционную. Ребята сначала не поняли, кто это со мной пришёл. Я представил: Константин Кинчев, группа Алиса. Альбом "Энергия" они, конечно, уже слышали и группу знали. Помню, что в ту первую встречу Кинчев и Ревякин не сильно приглянулись друг другу, но впоследствии сильно подружились и, насколько я знаю, до сих пор хорошо общаются.

- Расскажите, что произошло в апреле 1987 года, после выхода статьи?
- Когда появилась статья в "Молодости Сибири" мои друзья-музыканты устроили целую дискуссию прямо в редакции газеты. И все говорили - "подайте нам эту Долину!". Долину им конечно никто не "подал", тем более это явный псевдоним. Но дискутировали долго. А у меня была в этот день военная подготовка, я пришёл в редакцию прямо с занятий. Помню, что редактор сказала: "Вот если бы Алексей был сейчас здесь, он бы нам всё объяснил". "Я Алексей" - говорю ей. "Вы?!" - недоверчиво-удивлённо смотрит на меня. Я сидел в армейской рубашке.

- А в институте?
- По поводу института история вышла следующая. Руководство статью прочло. Опубликованный фрагмент текста "Моё поколение" они все восприняли не иначе как антисоветский. Самый большой наезд был со стороны кафедры военной подготовки. "Советский студент не должен приглашать антисоветских певцов!". Поэтому они отозвали моё звание, которое я должен был получить по окончании учёбы. Под их влиянием меня стали валить на экзаменах и остальные преподаватели. Ну, а за заваленные экзамены меня отчислили. Забавно, что тогда же, в апреле, вышел журнал "Советский экран" с Кинчевым на обложке и у подполковника с кафедры случился "разрыв шаблона". Он не мог понять, как же так - антисоветский певец публикуется на обложке советского журнала.

- Вы институт, получается, так и не закончили?
- Закончил. Через год восстановился, доучился и получил диплом.

- А сейчас какую музыку слушаете?
- Самую разную, так как занимаюсь дисками. Люблю гаражный рок 60-ых - 70-ых годов.

Вопросы задавал Забей.
Фото из архива Валерия Мурзина, Алексея Зайчика и Cat Ниоткуда.

Есть чем дополнить? Пишите сюда:
alisa-tver@yandex.ru